Кости вместо кирпичей, церковь вместо кладбища — европейские нравы во всей их суровости и новаторстве. Лицезреть столь необычный подход к жизни можно в чешском городке Кутна Гора, точнее на подъезде к нему, где расположена церковь Костница.
Снаружи это рядовая готическая церквушка, которую невозможно заподозрить в чем-то необычном. Но стоит заглянуть внутрь, как дыхание перехватывает, а глаза не верят сами себе. А все дело в том, что внутренне убранство храма выполнено из костей – их взяли за основу древние мастера, соорудив предметы декора и культовые сооружения.
Сегодня можно смело сказать, что церковь представляет собой утонченный памятник Черной смерти, или попросту чуме, захватившей Европу в средние века. Это архитектурное напоминание о трагедии, развернувшейся здесь в начале 13 столетия. Во время эпидемии число умерших достигло такого количества, что мест на кладбище не хватало. Трупы некуда было складывать, а между тем они представляли огромную опасность для живых, способствуя распространению болезни.
Тогда местные власти пришли к весьма оригинальному и неоднозначному решению – старые кости они выкапывали и складировали в близлежащей часовенке, а на их место складывали и зарывали свежие трупы. В результате в скором времени церковь буквально заполнилась скелетами. Эта традиция продолжилась и после эпидемии. В итоге к началу 16 века в церкви скопилось более сорока тысяч «комплектов» костей. Все они лежали в беспорядке, всеми забытые и ждали своего превращения в прах, пока один из монахов (а на тот момент церковь уже принадлежала Седлецкому монастырю) не занялся их разбором.
Большую часть костей он отбелил, разобрал и отсортировал по группам, и выстроил из них несколько пирамид. Получились сооружения трехметровой высотой. Однако закончить начатое служке не удалось по причине смерти, часовню же закрыли от широкой публики и забыли о ней почти на 350 лет.
К Костнице вернулись в 18 столетии. Князь Шварценберг, которому принадлежали земли, поручил превратить церковь во что-то приличное и изысканное, поскольку к тому времени выглядела она далеко не лучшим образом. Выполнять задумку он поручил мастеру резьбы по дереву Франтишеку Ринту. Неизвестно кому пришла в голову использовать для украшения интерьера хранившиеся здесь кости, но за основу были взяты именно они.
Из них Ринт соорудил великолепные алтарные дароносицы, мелкие украшения и потрясающую люстру, задействовав все виды костей от фаланг пальцев до черепов. А чтобы польстить заказчику, Ринт изготовил из костей фамильный герб аристократа. Довершающим штрихом стал автограф мастера, выложенный также из костей.
Как ни печально, но красота эта, пусть и мрачноватая, временна – кости не подлежат реставрации и рано или поздно рассыплются в прах. Человеку остается лишь любоваться произведением искусства, пока оно цело и невредимо. По мнению ученых, Костнице отпущено еще около трехсот лет.